Утром 14 ноября из Владивостока отправился в дальний путь 59-летний Андрей Владимирович Петербургский. Он рассчитывает за полтора года пешком дойти до Одессы. Это уже третий его поход. С собой у него только самое необходимое: теплые вещи, сапоги и спальник. Денег берет в дорогу немного, надеется на отзывчивость братьев-славян. В среднем за день путешественник проходит около 30 километров, летом ночует в лесу, а в холодное время года — в монастырях, школах, заброшенных домах и дачных домиках.

На фотографии: Андрей Петербургский, бродя по миру, пытается найти тех, кто способен чувствовать, мыслить и действовать

ЧУЖАЯ БОЛЬ, КАК СВОЯ

Все началось в 1999 году. Тогда Андрей Владимирович после тяжелого рабочего дня ужинал с другом. Включив телевизор, трудяги увидели репортаж о бомбежке Югославии. Первая реакция на сообщение – жуткое возмущение, ведь там гибнут люди, одна славянская нация истребляет другую!
Спустя неделю вечер повторился, но друг Петербургского уже беззаботно принимал пищу и рассказывал о чем-то своем. Он уже привык к чужой смерти. И это поразило Андрея Владимировича! Наш герой сначала хотел бежать на фронт, чтобы выступить миротворцем в военных действиях, но потом осознал, что так один человек не способен ничего сделать для прекращения войны.

Оценив свои силы, Андрей решил отправиться пешком по трассе до Москвы (а это 700 км!).
Так уж сложилось, что Андрей Владимирович много лет разведен, дети выросли и живут своей жизнью. А его маленький бизнес по строительству деревянных домов под Петербургом процветает только летом, зимой заказов не бывает. «С собой не взял никаких вещей, — вспоминает он. — В чем был, в том и пошел. Я отправился по трассе Петербург — Москва с главной целью — выступить против войны с Югославией».
Во время путешествия он постоянно давал интервью СМИ. Вся Центральная Россия узнала о намерениях Петербургского.
В дороге было непросто. По словам путешественника, его не раз пытались даже убить, неизвестные люди подбрасывали оружие и наркотики. Однако какие-то неведомые силы помогали самопровозглашенному миротворцу-одиночке спастись от смерти, ангел-хранитель часто шептал усталому путнику о приближении опасности. До столицы путешественник добрался через месяц. Ночевал в лесу на листьях без спальника, в дождливые дни просился на ночлег в монастыри и храмы. В путь священнослужители давали еды и, если нужно было, сменную одежду.
«Люди, которых встречал, меня всегда поддерживали, и я всерьез поверил, что в моих силах что-то изменить, — рассказывает путник. — По дороге я смог собрать 200 подписей против военных действий в Югославии, которые я отнес в посольство этой страны».

НИ ПРОВОЛОКИ, НИ СОБАК НЕТ ДО СИХ ПОР

Но пеший поход не принес желаемых результатов. Чтобы стереть границы между славянскими народами, путешественник решил обойти всю Россию и Ближнее зарубежье. В марте 2002 года он отправился еще в один поход: прямо с Дворцовой площади Петербурга в Севастополь. Теперь уже расстояние было более значительное — три тысячи километров. Решение было обдуманным, и компанию Петербургскому составили трое друзей.
«Они пошли больше ради того, чтобы проверить себя, чем ради какой-то идеи. Но не избежать предательства ни в одной команде. Где-то на 20 километре мои попутчики начали возвращаться. Последний ушел, когда было пройдено 150 километров. И я остался опять один… — вздыхает он. – По пути я встречал много людей, чаще это были те, у кого тяжело на душе, а в пути им становилось легче. Идет человек и несколько километров молчит. А потом начинает рассказывать: несчастье у него в семье или обманул кто. Он пройдется, развеется и обратно домой возвращается уже без груза на душе».
В Одессе путешественника встретили особенно горячо. Остановившись в доме доброй семьи, Андрей за ужином посмотрел выпуск новостей, где действующий президент Украины Кучма обещал протянуть по границе между Украиной и Россией колючую проволоку и поставить вдоль нее солдат с собаками. Эта новость только усилила желание Андрея Владимировича донести миротворческие убеждения до людей. «О своей идее я рассказал восьми телеканалам Одессы. Мне даже власти города гостиницу предоставили! Ну и как вы видите, ни проволоки, ни собак нет. Я сам проверял».

МИСТИКА, ДА И ТОЛЬКО!

Прошло десять лет. Надежды Петербургского на объединение славян оказались напрасны. И герой-одиночка отправился в новое путешествие — искать соратников, чтобы осуществить мечту.
На этот раз точкой отправления он выбрал Владивосток. В марте 2013 года рассчитывает прийти в Одессу — город, где в прошлый раз его поняли и приняли. 14 ноября 2011 года он приехал во Владивосток на поезде и сразу же отправился в дорогу. С собой у него был спальник, сменные ботинки, немного запасной одежды и 200 рублей.
«В России деньги не нужны. Люди еще «живы». Около меня часто останавливаются машины, предлагая подвезти, но я не изменяю своим принципам и иду только пешком. Часто на мой отказ отвечают купюрой. Деньги я всегда беру, трачу их на новую обувь и еду. К отсутствию пищи я тоже привык, раньше увлекался лечебным голоданием, поэтому два-три дня могу идти, совсем не кушая».
Пока не ударили морозы, путник ночевал в спальном мешке прямо в лесу. Но в декабре стало действительно холодно, пришлось просить ночлега в школах, складах. Иногда главы администраций (в очередном населенном пункте он первым делом ищет местную власть) предоставляли ему жилье, но чаще Андрей Владимирович спал на вокзалах.
Однажды, когда путь пролегал по территории Хабаровского края, ему не удалось устроиться на ночь. До ближайшего населенного пункта было далеко, а вокруг лес, лишь изредка попадались дачные домики. Он зашел в один из них.
«Я лег спать, продрог жутко, но идти дальше уже сил не было, — вспоминает Андрей Владимирович. — И вот лежу и чувствую: начинаю согреваться, становится тепло, уютно. Только бревна разъезжаются, и я уже нахожусь не в дачном домике, а в незнакомой белёной комнате, где разговаривают какие-то люди… Проходят солдаты, мужчины и женщины в белых длинных одеждах, ложатся на койки и пялятся в потолок. Я к ним подхожу, спрашиваю: «Где я?», а они молчат и смотрят в потолок с каменными лицами. Поворачиваюсь назад, а там дед сидит с длинной белой бородой. Я к нему: «Где я? Я что, умер?» А тот мне: «Да, ты уже одной ногой у нас…». Что делать? Я укусил себя за палец, что аж кость затрещала, а боли нет. И тут резко просыпаюсь: вокруг ночь, избушка, у меня руки и ноги не двигаются, обморозились. Я их минут сорок тер, потом на дорогу побежал в чем был. Нашел кафе, отогрелся, а потом уже забрал вещи».
После случившегося Петербургский решил добраться до Благовещенска на попутке: следующий населенный пункт был примерно через сотню километров, без места для ночлега в самые сильные морозы он бы такой путь не осилил.

ИРКУТСК «ЖИВЕТ»

9 февраля Петербургский пришел в Иркутск. Первым делом мужчина отправился разыскивать прессу. Зашел на «АИСТ», в Союз журналистов, «Комсомолку». Озвучив цель своего похода, Андрей Владимирович попросил репортеров помочь устроиться на ночлег, но его никто не услышал, что очень удивило путника. В Бурятии экстремала встретили с распростертыми объятиями и устроили в теплом гостиничном номере. Ближе к ночи проблема решилась, и Андрей Владимирович смог отдохнуть в уютной комнате на улице 5-й Армии. Через три дня отправился дальше покорять сердца россиян своим замыслом.
«Пусть не сразу, но тепло меня встретили иркутяне. Сравнивая с тем, что я видел, могу сказать, что город «живет». Я видел в Дальнереченске женщину, которая второй год живет в женском туалете, – у нее сгорела квартира и все остальное имущество. И никому нет дела».

ЭТО СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИТЬ

Сильный духом чудак пытается найти тех, кто способен чувствовать, мыслить и действовать. Живой ищет живых. Сбудется или нет мечта Андрея Петербургского объединить славянские народы – неизвестно. Но одному человеку понять ценность жизни он уже помог.
«В моей жизни был такой случай, – делится петербуржец. – Позвонил мне как-то вечером друг и попросил забрать запчасть для автомобиля. Ну, я на такси и приехал. У него в гостях был его давний приятель, парень лет 30. Мы посидели втроем, выпили, и тот самый парнишка рассказывает банальную историю: поссорился с женой, хотел уже счеты с жизнью сводить и приехал попрощаться с другом к нему на работу. А друг ушел на обед. Парнишка купил в киоске газету потолще и начал читать. Наткнулся на статью, где было написано обо мне, и тут он понял, что ссора с любимой женой – это такая мелочь, которая не стоит целой жизни. Я распахиваю рубашку, спрашиваю: «Узнаешь майку?» Тот опешил, упал в ноги, стал называть меня на «вы». Кричит: «Спаситель, спасибо за мою жизнь!» Пускай я не смог повлиять на исход войны с Югославией, пускай у меня не получится создать славянское братство, но все мои походы, все мои страдания, они стоили того, чтобы спасти жизнь хотя бы одного этого парня».